И СПУСТИЛСЯ НОЙ С АРАРАТА В ДОЛИНУ  

Храм 12 апостолов

Карская крепость

Факельное шествие для туристов

Александр ФЕДОРОВ, член Международной федерации журналистов
Карс-Агры- Ардахан- Ыгдыр- Одесса.


С тех самых времен, как Ноев Ковчег причалил на/К горе Арарат, Анатолийский полуостров всегда находился в центре мирового внимания, был местом столкновения и слияния древних цивилизаций. И сегодня миллионы туристов, посещающих современную Турцию, вместе с прекрасным отдыхом высочайшего уровня, получают осознание причастности к важнейшим событиям в истории человечества, проникаются духом уважения к народу, оберегающему память веков и тысячелетий.
До недавнего времени лишь один регион этой гостеприимной страны оставался почти без внимания зарубежных туристов: это восточные области Турции на границе с такими историческими и культурными центрами как Агры, Ардахан, Ыгдыр и Карс. Чтобы восполнить этот пробел и в какой-то степени реализовать потенциал этих областей Агентство по продвижению этого региона SERKA организовало инфо-тур для специалистов турфирм и журналистов России, Украины, Ирана, Азербайджана и Армении.

ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ, ЗДЕСЬ РУСЬЮ ПАХНЕТ…

При первом впечатлении Карс удивительно напоминает какой-нибудь российский провинциальный городок. Центр города в основном застроен домами в стиле классицизма. На многих фасадах – таблички, удостоверяющие этот факт исторического наследия, которое напоминает о непростых отношениях между Россией и Турцией в ХIХ и начале ХХ века. Во время русско-турецких войн этого периода Карс стала одним из главных объектов борьбы кавказского театра военных действий. За эти годы Карс несколько раз переходил из рук в руки. На короткое время был даже возвращен Армении, но в 1921 году армяне были вынуждены признать аннексию Карса Турцией на основе Карского договора.
В период с 1887 по1917 Карс был центр Карсской области Российской империи. Окрестности города активно заселяли русские переселенцы — в частности, молокане желающие сохранить свою религию. В окрестностях города был даже построен охотничий домик для царя Николая II. Но особую известность этому городу принес Александр Пушкин, который побывал в этих краях в 1829 году. После первого неудачного сватовства к Наталье Гончаровой, томимый страданиями и печалью, он отправился в вояж на Кавказ, а потом в Турцию в армию генерала Паскевича. Побывав в Карсе, и увидев главную достопримечательность города неприступную Карскую крепость, Пушкин присвоил возлюбленной имя «Карс».
Старинная цитадель, прилепившаяся к высокой скале, выглядит как ее продолжение и кажется совершенно неприступной. От подножия на вершину ведет узкая дорожка, построенная уже в наши дни для подвоза туристов. Но наш водитель, сославшись на недавний дождь, решил не рисковать. Поэтому лишь несколько смельчаков решили отправиться на покорение крепости, чтобы лучше прочувствовать усилия российских солдат во время штурма крепости. Не менее часа понадобилось, чтобы с периодическими остановками совершить восхождение на крепостные стены.
С башен крепости город виден как на ладони. По свидетельству гида, древние постройки Карса остались без изменений. В городе есть несколько мечетей видавших Пушкина: Кумбет-Камыш, Большая, Эвлия. Мечеть Кумбет-Камыш раньше была армянской церковью Святых Апостолов.

…А ЗДЕСЬ АРМЯНСКАЯ ИСТОРИЯ

На протяжении многих веков восточный регион современной Турции был территорией армянского царства. В разные годы его столицей был Карс. Но наиболее известным и самым большим армянским городом на рубежах первого и второго тысячелетий был город Ани.
Наш автобус движется к развалинам Ани вдоль горной реки Ахурян. По другую сторону реки видны пограничные вышки. Это- Армения, границу которой охраняют российские солдаты. А на нашем берегу в основном расположены старые армянские села, где сейчас живут турки. Довольно часто сюда приезжают жители приграничных армянских сел, чтобы поклониться могилам своим предков и домам, в которых когда-то жили их родственники.
Именно здесь по «Великому Шелковому пути» в древние времена шли торговые караваны, которые были для армянской столицы главным источником богатства, развития культуры и вместе с тем лакомым кусочком для соседних стран и народов. Это был самый яркий и многолюдный средневековый город Южного Кавказа и всего Переднего Востока, в котором жило более 100 тысяч человек.
Сейчас мало что напоминает о былом величии региона. Редкие села, хоть и хорошая, но узкая дорога проселочного масштаба, бегущая вдоль холмов и полей на фоне дальней горной гряды. Невдалеке от дороги то и дело можно заметить бегущих лис.
После такого запустения, огромные крепостные стены Ани, протянувшиеся на несколько километров по обе стороны дороги, сразу произвели сильное впечатление. Перед воротами стоял небольшой стеклянный павильончик с указанием стоимости экскурсии. Но в нем никого не было. Поэтому мы, пройдя между двух крепостных стен, сразу вошли в город. А точнее на обширную территорию, покрытую развалинами, над которой вдалеке высились несколько церквей и храмов.
Ранее мне посчастливилось бывать в древнегреческих Трое, Эфесе и Пергаме, римской Помпее, древних комплекса Непала, Индии, Шри-Ланки, тунисском Карфагене, ливанском храме Юпитера, египетском Луксоре, иорданской Петре… Несмотря на то, что века, природные стихии и человеческое варварство наложило отпечаток на их сохранности, но все же каждый из этих памятников сохранял свое былое величие и какое-то неуловимое ощущение того, что жизнь здесь продолжается, что эти развалины продолжают нести свою службу для человечества.
Здесь было другое ощущение. Казалось, что жизнь тут остановилась. Несмотря на величие храмовых зданий, они выглядели скорее как надгробные памятники над былым великолепием. Мы, журналисты, чувствовали себя сейчас как инопланетяне, высадившие на неизвестную планету, где жизнь давно закончилась.
Почему возникло такое чувство? С одной стороны, сказалось впечатление от рассказа об Ани, который несколько столетий был столицей Армении, крупным экономическим, политическим и культурным центром, духовным центром страны с престолом Армянской церкви… Несмотря на это величие, стремление Багратидских царей всячески укрепить независимость государства, объединить Армению и усилить центральную власть, в стране не прекращались острые распри и раздоры между феодалами и высшим духовенством. В результате непрерывно усиливалось нарастание центробежных сил, которое вело к феодальной раздробленности страны, отрицательно сказывалось на внешнеполитическом положении Армении и обороноспособности. Сначала город захватили сельджуки, потом монголы…Падение города завершило землетрясение 1319 года. Во время рассказа гида о внутриполитических раздорах и их последствиях для страны, вспомнил об Украине и одной из истин о том, что история ничему не учит.
С другой стороны, на всех памятниках, где довелось бывать, их жизнь поддерживалась служителями этих музеев под открытым небом и туристами, которые несли эту живоносную ауру познания, любопытства, размышлений… Здесь было пустынно. Лишь пробежало несколько собак, да в конце нашей импровизированной экскурсии навстречу вышел одинокий охранник и сказал, что летом и весной здесь бывают группы иностранных туристов.
В последние годы сохранением развалин города Ани начало заниматься турецкое правительство. Оно уже предложило ЮНЕСКО внести этот город в «Культурное наследие человечества», что сразу даст вторую жизнь руинам Ани и мощный импульс для развития туризма в этом регионе. Интерес к этому городу и его истории обусловлен тем, что Ани был своеобразным перекрестком пересечения культур, религий, традиций, образа жизни Грузии, Византии, Персии, Армении и других восточных стран и прошел все стадии становления укрепленного горного поселения, формирования феодального замка-крепости, перманентного развития средневекового города, его внезапного разорения и стремительного угасания. Культура, социально-политический уклад, ремесла и искусство, архитектура этого города, распространяясь далее по Великому Шелковому пути, оказали свое влияние на дальнейшее развитие европейских стран.
К примеру, выдающийся армянский зодчий эпохи восточнохристианского средневековья Трдат, прославился не только как градостроитель, создатель монументальных культовых сооружений Багратидской Армении, но и как мастер восстановления сложного в конструктивном отношении рухнувшего в 989-992гг. купола, диаметром 31,5м, собора Св. Софии в Константинополе.

ПОСЛЕДНИЙ ПАМЯТНИК «ЭПОХИ ТЮЛЬПАНОВ»

В нашу программу входил также подъем на смотровую площадку горы Арарат, где библейский Ноев Ковчег после Всемирного потопа впервые сошел на твердь земли. По преданию продовольствие на борту судна уже закончилось, и жена Ноя приготовила обед из растущих в этой местности овощей и трав. Забегая вперед, скажу, что это официальное блюдо этого региона в виде гарнира к мясу мы попробовали во время обеда. Было очень вкусно.
Однако, подняться на Арарат в этот раз нам не удалось. Выпавший снег перекрыл дорогу в горы и поэтому мы на протяжении всей дороги к знаменитому дворцу Исхака-Паши любовались снежной вершиной библейской горы. Высота Арарата - 5137 метров, гора сравнительно невысокая, но для кавказских стран она является своеобразным символом. Арарат находится на территории Турции, но свое почетное место занял на гербе Армении, напоминая армянам всей земли о былом величии этой страны, простиравшей свои владения от Каспийского до Черного морей.
Дворец Исхак Паши находится в уезде Догубеязыт недалеко от границы с Ираном и расположился на высоком холме над горной дорогой, соединяющей Турцию с Ираном. На протяжении веков по этому единственному пути между горными склонами шли многочисленные караваны с китайским шелком, персидскими коврами, восточными пряностями, ювелирными украшениями и прочими товарами азиатской роскоши, направляясь в Ани, потом в Карс и далее через Анатолийский полуостров к Босфору, Византии, Риму и далее по странам Европы.
Считается, что архитектурный комплекс Исхак-Паши является самым грандиозным дворцом ренессанса Османской империи, построенным в 1784 году в последнем периоде «эпохи тюльпанов», после стамбульского дворца Топкапы. В этом можно убедиться уже на первых шагах по дворцу. В резных стенах, окнах, внутреннем убранстве комнат, гареме, уютных внутренних двориках переплетаются персидский, арабский, османский и армянский архитектурные стили. Из окон дворца можно увидеть неприступную крепость Даройнк, построенную царями династии Аршакуни (I-V вв. н.э.) для охраны Шелкового пути и местом укрытия царской семьи.
Уникальный дворец в горах является популярным местом паломничества иностранных туристов, большинство которых предпочитает посещать этот регион в теплое время года. С учетом этого обстоятельства недалеко от дворца под горой в тени деревьев расположились многочисленные ресторанчики с турецкой национальной кухней и выступлением местных фольклорных ансамблей. С творчеством одного из них нам повезло познакомиться. Это было яркое музыкально-танцевальное шоу, где били барабаны, звучали флейты и усатые турецкие парни демонстрировали различные танцевальные коленца и свое умение владеть кинжалами и саблями.

…И ЗДЕСЬ БУДЕТ ПРАЗДНИК ДЛЯ ТУРИСТОВ

В каждом из посещаемых нами городков и уездов с нами встречались местные мэры и руководители районов. Причем это была не привычная в таких случаях пресс-конференция. Своими впечатлениями об организации инфо-тура и местных достопримечательностях делились журналисты. Шел разговор о том, что понравилось мастерам пера и микрофона и что привлечет интерес туристов. Откровенно указывалось и на недостатки, над которым еще предстоит работать местным властям вместе с деятелями туристического бизнеса.
Но даже уже увиденное красноречиво говорит о том, что перспективы развития туризма здесь отрадны. Обилие исторических памятников, легенды и мифы древнего края, маршрут Великого Шелкового пути, красоты Арарата, местных гор, озер и лесов, прекрасная кухня и многое другое, помноженное на гостеприимство местных жителей, обязательно дадут свои плоды.
Более того, местные власти при поддержке Министерства туризма уже разработали проекты развития восточных провинций Турции. Специально для этой цели организовано Агентство развития SERKA, которое работает над созданием туристического кластера, призванного ускорить прогресс данного региона.
- Я уверен в том, что этот край, как часть древнего Великого Шелкового пути через несколько лет при соответствующей работе может стать одним из привлекательных маршрутов для туристов, которые любят отдых рядом с девственной природой, интересуются историей и народными традициями, - говорит генсек Агентства развития Serhat г-н Хусейн Тутар. - Как вы обратили внимание, в Карсе и Ардахане сохраняются традиции сельского животноводства, пчеловодства, производства сыра и т.д. Знакомство с этими традициями также может войти в маршруты туристов. Уже сегодня тысячи автотуристов в весенне-летний период самостоятельно приезжают в Карс и здесь заказывают экскурсии по историческим местам, любуются красотой местной природы, знакомятся с культурой и традициями местных жителей. В зимние месяцы большой популярностью пользуется наш горнолыжный курорт Саракамыш. Государство создает режим наибольшего благоприятствования для инвесторов: предоставляются налоговые льготы, земля для строительства отелей и ресторанов, мест досуга, созданы стимулы и возможности для обучения соответствующего персонала.
В начале 80-х годов прошлого столетия подобные проекты и программы работали в средиземноморских провинциях Турции. О результатах этой работы сегодня с восторгом могут судить миллионы иностранных туристов, ежегодно приезжающих на отдых к теплому морю и яркому солнцу. И нет сомнения, что накопленный опыт поможет создать еще одну туристическую жемчужину восточной Турции.

Используются технологии uCoz